Назад к списку материалов

Куликовская битва
4 класс
Программа «Школа России»
Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков

Цели:

  • знать ход и значение Куликовской битвы; качества великого князя Дмитрия Донского;
  • уметь анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают;
  • развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости);
  • воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока:

  1. Диск с презентацией, ноутбук, проектор, экран.
  2. Карта-схема “Расстановка войск на Куликовом поле”.
  3. Тест.
  4. Игра «Домино».

Ход урока

I.Организационный момент.

Эмоциональный настрой урока.

(Слайд 1.)

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.

- Как вы думаете почему надо знать историю своей Родины?

Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.

II. Проверка домашнего задания (актуализация знаний, умений, навыков).

Работа в парах. Соотнеси даты, события и имя князя.

1237г. Нашествие монголо-татар на Русь хан Батый 988 г. Крещение Руси князь Владимир 15 июля 1240г. Невская битва князь Александр 5 апреля 1242г. Ледовое побоище Александр Невский 1380г. ?

Фронтальная работа (проверка)

III .Постановка проблемы урока.

(Слайд 2)

- С каким событием можно соотнести эту дату?

- Какой век?

Куликовская битва.

Целеполагание.

(Слайд 3)

- Когда происходит какое-либо событие, на какие вопросы надо найти ответы, чтобы узнать об этом событии?

- А если говорим о битве?

С кем была эта битва?

Почему она произошла?

Где она была?

Как происходил ход битвы?

Кто победил в этой битве?

- Это и будет задачами сегодняшнего урока….в течение урока будем обращаться к ним.

IV. Подготовительный этап. Вводное слово учителя (мотивация).

(Слайд 4) На прошлом уроке мы говорили, что при Иване Калите на 40 лет прекратились губительные ордынские разгромы. Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам.

- Что свидетельствует о возрождении Северо-Восточной Руси?

- Чем известен Иван Калита?

(Слайд 5) Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором.

1. В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь… …русские уже сами собирали дань со своих земель.
2. Со времён Ивана Калиты… …стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.
3. Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича… …дань собирали монгольские баскаки.

Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно.

Дмитрий Иванович, московский князь, не обращал внимания на требования хана, не хотел ему платить той дани, которую платили прежде московские князья.

Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относится к завоевателям.

(Слайд 6) Подчеркнув нужное слово, укажите, какое чувство у вас возникает. Докажите:

а) боязнь, страх, испуг, ужас;

б) гордость;

в) удивление, недоумение;

г) радость.

- Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? Докажите.

- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

- На какие вопросы мы уже можем дать ответы? (где и с кем)

V. Изучение новой темы.

- На уроке литературного чтения мы с вами говорили о том, что сделал князь Дмитрий?

(Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси.)

- Давайте посмотрим, как выглядели воины того времени.

(Слайд7) Сообщение ученика.

Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали броню – кольчугу (рубахи до колен из плотно сплетенных мелких железных колец). Употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна, с нашитыми на них маленькими железными дощечками. На голове носили шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку.

Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Кроме этого – мечи, кинжалы, ножи, сабли и топоры.

- Как вы думаете легко ли было носить такое обмундирование?

Как это характеризует русских воинов?

Сергий Радонежский.

(Слайд8)

- Что же делает князь в то время пока со всей Руси собирается войско?

Найдем подтверждение в учебнике стр. 70 со слов «А сам…»

- Кто благословил князя? Кого он дал в помощь?

Физминутка (музыка)

Сражение на Куликовом поле.

И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага. Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.

(Слайд 11)

Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. После переправы русских войск через реку Дмитрий Ива¬нович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой це¬лью это было сделано?

- Как такой поступок характеризует князя?

- Закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения.

“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”

VII. Работа по теме.

(Слайд 12, 13) - Открываем глаза. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.

Работа по картине Ю. Ракши “Утро на Куликовом поле”.

- Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.)

- Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…

“Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.

- Обратимся к учебнику и прочитаем, как описывается утро перед битвой.

- А сам князь как поступает? Как его характеризует этот поступок?

“Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Что такое поединок?

Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.

- Кто же из воинов вышел на поединок? Стр. 72 первый абзац

(Слайд 14) Отрывок из мультфильма.

- Что решил поединок? Ясно ли стало кто победит?

Следующие вопросы, которые стоят перед нами: где происходила битва и каков был ее ход.

Стр. 72 со слов «Страшны…»

- Сравните поведение князя Дмитрия и Мамая…

(Слайд 15) карта “Куликовская битва”.

— Как сражались русские воины?

- Обратимся к нашему плану: Кто победил?

Найдем подтверждение в учебнике: стр. 72 «Весть…»

- Почему люди не только радовались победе, но и печалились?

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.

Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они «стояли на костях», погребая погибших.

- Почему Дмитрия прозвали Донским?

(Слайд 16) В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко.

(Слайд 17)

- Что появилось с победой у русского народа?

- Готовы ли они были сражаться дальше за свою независимость?

Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды.

- Обратимся к вопросам, я для вас приготовила еще один и хочу, чтобы вы постарались на него ответить…

Какое значение имела Куликовска битва?

VIII. Подведение итогов урока.

(Слайд 18,19)

Итог: Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

- Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!

IX. Этап информации о домашнем задании.

(Слайд 20)

X. Рефлексия.

- А теперь, пожалуйста, приготовьте оценочный лист и отметьте: как вы усвоили новый материал, оцените свою работу на уроке и работу класса.

Выставление отметок за урок.

На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.